Статті

На підтримку впровадження в Україні планів забезпечення безпеки води


Анна Цветкова


Проблемы обеспечения безопасности воды, прежде всего, питьевой являются актуальными для Европейского региона, в том числе и для Украины, о чем свидетельствует статистика заболеваемости населения, связанной с употреблением недоброкачественной питьевой воды.

Согласно анализу данных на основе публикаций в системе GIDEON за период 2000–2014 гг. в Европейском регионе ВОЗ наибольшее количество вспышек (более 10) было задокументировано для таких инфекционных заболеваний, связанных с водой: легионеллез, вирусный гастроэнтерит, криптоспоридиоз, кампилобактериоз и лептоспироз. Многие из этих заболеваний, регистрируемых в странах Европы, в Украине не имеют лабораторно­экспертной базы для диагностирования. Возможно, в связи с этим о таких заболеваниях в Украине известно мало. Кроме того, существует и проблема доступа к информации. Но, несмотря на это, проблемы воды и здоровья в Украине есть. О самых серьезных вспышках заболеваний, связанных с водой, информация появляется в СМИ. Например, широкое распространение получила информация о вспышке холеры в 2011 году в Мариуполе; почти ежегодно приходят новости о единичных случаях или массовых вспышках вирусного гепатита А. В январе­-феврале 2015 года в столице Украины, Киеве была зарегистрирована вспышка острых кишечных инфекций, госпитализировано 155 человек, в том числе 121 ребенок. Как было установлено, причиной стало употребление зараженной водопроводной воды. В 2010 году 2 случая смерти младенцев из­-за острого отравления питьевой водой, загрязненной нитратами, заставили премьер-­министра дать распоряжение о принятии мер по предупреждению возникновения водно-­нитратной метгемоглобинемии у детей. Все эти факты подтверждают актуальность проблем безопасности воды, включая проблему качества питьевой воды.

Для решения проблем безопасности питьевой воды в ЕС реализуется Директива Совета 98/83/ЕС от 3 ноября 1998 года. Директива направлена на защиту здоровья людей от неблагоприятного влияния любого загрязнения воды, предназначенной для употребления человеком. А в 2005 году вступил в силу Протокол Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) по проблемам воды и здоровья (далее Протокол) – первый международный правовой акт, который ставит задачу об обеспечении равного права на воду и санитарию для всех жителей Европы. Сегодня его сторонами являются 26 европейских стран: членов ЕС и бывших советских республик. Украина – сторона Протокола с 2003 года. Задача Протокола состоит в обеспечении защиты здоровья и благополучия людей посредством улучшения интегрированного управления водными ресурсами, а также предупреждения и борьбы с заболеваниями, связанными с водой. Именно Протокол раздвигает рамки и ставит задачи интегрированного управления водными ресурсами и управления в сфере здоровья, связанного с водной безопасностью.
В программе работ по исполнению обязательств Протокола на 2014– 2016 гг. особое внимание уделяется оказанию поддержки странам по внедрению методики ПОБВ. За последнее десятилетие подход ПОБВ получил значительное развитие и распространение в мире благодаря существенной методической поддержке и расширению практического опыта по внедрению этого инструмента планирования и обеспечения безопасности питьевой воды.

В основе подхода ПОБВ лежит концепция управления рисками, которая включает идентификацию и оценку рисков, снижающих безопасность питьевой воды на всех этапах водоснабжения: от источника до «крана» у потребителя, и осуществление и совершенствование мер по контролю, сокращению или полной ликвидации этих рисков.
Первые методические указания по подготовке ПОБВ были разработаны ВОЗ в 2011 году в Руководстве по обеспечению качества питьевой воды. Этот методический документ был адресован главным образом операторам питьевой воды или водоканалов и касался обеспечения безопасности воды для централизованного водоснабжения населенных пунктов. Вместе с тем, основы этого подхода за последние 5 лет были распространены и на задачи обеспечения безопасности питьевой воды для отдельных объектов (школ, отдельных больших зданий) и небольших централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения: для сельских общин или отдельных сообществ и групп потребителей. На сегодня уже экспертами ВОЗ разработана целая серия руководств для решения широкого спектра задач обеспечения безопасности питьевой воды как для отдельного домохозяйства или группы потребителей, так и для больших систем централизованного водоснабжения.

Более того, сегодня ведутся работы на уровне ВОЗ по разработке методической базы для решения вопросов обеспечения безопасности санитарии, учитывая актуализацию проблем санитарии в мире. Согласно отчетам JMP и GLAAS за 2015 по результатам достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), включая ЦРТ по воде, во многих странах мира, особенно в странах третьего мира и странах с переходной экономикой отмечается значительное отставание как в обеспечении доступа к базовым условиям санитарии в сравнении с доступом к воде, так и в решении вопросов безопасного обращения с продуктами жизнедеятельности человека и очистки сточных вод. Такое отставание в решении проблем санитарии ведет к ситуации, когда сектор водоотведения создает все больше значимых рисков загрязнения водных ресурсов, в том числе воды в источнике и, в конечном счете, питьевой воды. Примером и сигналом нарастающего понимания важности решения проблем доступа к санитарии стало решение Генеральной Ассамблеи ООН о признании права на санитарию (17 декабря 2015 года). Ранее, в 2010 году право на воду и санитарию было закреплено резолюциями Генеральной ассамблеи ООН и Совета ООН по правам человека.

Практическим инструментом обеспечения безопасности питьевой воды и обеспечения права на воду является ПОБВ. В Руководстве ВОЗ по обеспечению качества питьевой воды методика ПОБВ рекомендуется как самое действенное средство последовательного обеспечения безопасности питьевого водоснабжения благодаря применению комплексного подхода к оценке и управлению рисками. В частности, методика ПОБВ предусматривает системное планирование действий на случай чрезвычайных обстоятельств и предлагает единый комплекс эффективных ответных мер при возникновении чрезвычайной ситуации.

Украина в соответствии с положениями Протокола в 2011 г. утвердила национальные целевые показатели, в том числе касающиеся повышения безопасности питьевой воды. Для их достижения в Украине необходимо освоить и внедрить методику ПОБВ.
В 2011 году Всеукраинская экологическая общественная организация (ВЭОО) «МАМА­-86» инициировала проведение семинаров по повышению осведомленности о Планах обеспечения безопасности воды (ПОБВ) для лиц, принимающих решения и контролирующих вопросы качества питьевой воды в Украине на национальном уровне (Министерство здравоохранения Украины, Государственная санитарно­эпидемиологическая служба и ее областные управления), а также представителей водоканалов, реализующих задачи по обеспечению питьевой водой населения страны на местах. Семинары прошли в апреле 2011 и 2012 годов и в августе 2015 года в Киеве.
Все семинары были организованы при поддержке и участии представителей Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) и с приглашением экспертов из стран ЕС, имеющих практический опыт разработки и осуществления таких планов. В 2015 году семинар по Планам обеспечения безопасности воды был организован совместно с Государственной санитарно­эпидемиологической службой. Семинар был нацелен на поддержку реализации положений Протокола в Украине и повышение осведомленности о методике ПОБВ среди лиц, формирующих политику в секторах здравоохранения и водного хозяйства.

Задачи семинара включали:
  • определение актуальности методики ПОБВ в контексте Протокола;
  • представление методологической последовательности шагов по внедрению ПОБВ, в том числе и с учетом чрезвычайных ситуаций;
  • представление основных преимущества методики ПОБВ;
  • обзор опыта реализации ПОБВ в других странах Европейского региона ВОЗ;
  • обсуждение шагов, необходимых для внедрения методики ПОБВ в политику и практику в Украине.

Помимо этого семинара, ВЭОО «МАМА­-86» провела тренинг для своих региональных организаций по разработке ПОБВ для небольших местных общин. Тренинг был посвящен ознакомлению с методикой поэтапной разработки ПОБВ. В тренинге в качестве эксперта принимала участие Татьяна Васильевна Стрикаленко, доктор медицинских наук, профессор кафедры технологии питьевой воды Одесской национальной академии пищевых технологий. В 2012 году Стрикаленко участвовала в национальном семинаре по ПОБВ и сегодня читает лекции о методике ПОБВ для студентов вуза.

В сентябре 2015 года 8 региональных организаций «МАМА-­86» начали пилотные разработки ПОБВ для выбранных местных общин: сельских громад, школ или других групп потребителей. Для апробации методики и разработки ПОБВ на местах созданы рабочие группы с участием всех заинтересованных и ответственных сторон. Эти рабочие группы будут вовлечены во все этапы пилота: описание схем водоснабжения пилотного сообщества, анализ рисков и формирование программы мер ПОБВ. Также в планы проекта входит оказание помощи общинам по внедрению некоторых (приоритетных и краткосрочных) мер, разработанных ПОБВ.

В ноябре 2016 года ВЭОО «МАМА­-86» представит результаты этих пилотов на итоговой конференции проекта «Обеспечение равного права на воду и санитарию в Украине», осуществляемого при поддержке Шведского агентства по международному развитию (SIDA).

Сведения об авторе: Анна Цветкова, закончила в 1982 году биологический фа-культет Университета им. Т. Г. Шевченко по специальности «Физиология и биохимия растений»., с 1980 по 1994 – работала в Институте гидробиологии АНУ в отделе физиологии водорослей, лаборатории аналитических методов исследования и в отделе водной токсикологии. С 1994 по 1999 – работала в Гринпис Украина координатором антиядерной программы. С 1999 года работает национальным координатором водных программ ВЭОО «Мама-86»