ВОДНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА

23 квітня 2020 р.
 

Валерия Бурлакова

В сентябре 2017 года в полном объеме вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Евроинтеграционные обязательства Украины, вытекающие из этого документа, ставят перед нашей страной много сложных задач, и одна из первоочередных – гармонизация национального законодательства и стандартов с соответствующими нормативно-правовыми актами Европейского Союза.

Ниже перечислены основные документы, которые существуют в рамках водной политики Евросоюза. Рамочная Директива по Воде / 2020 включает в себя следующие документы:

  • Директива по Грунтовым Водам / 2006;
  • Директива по Стандартам Качества Окружающей Среды / 2008;
  • Директива по Оценке и Управлению Рисками наводнений / 2006;
  • Директива по Качеству воды для Купания / 2006;
  • Директива по Очистке Городских Сточных Вод / 1991;
  • Директива по Нитратам / 1991;
  • Морская Директива / 2008.

Также отдельными документами являются: Директива по Питьевой Воде / 1998 и Проект Законодательства по Повторному Использованию Сточных Вод / 2018.

Очевидно, что большинство представленных документов в той или иной степени устарели, поэтому в настоящее время продолжается процесс их комплексной оценки и корректировки с целью актуализации и оптимизации, а также облегчения их выполнения странами участниками.

ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

В процессе пересмотра Директивы по Питьевой Воде 98/83/ЕС были выявлены следующие пять основных проблем, требующие незамедлительного решения.

  1. УСТАРЕВШИЕ ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ВОДЫ. В сегодняшней редакции директивы используются параметры оценки качества воды двадцатилетней давности, что не позволяет адекватно оценить возникающие риски для здоровья. Основной целью оптимизации данного пункта является обновление и актуализация списка параметров качества воды в соответствии с техническим и научным прогрессом.
  2. УСТАРЕВШИЕ МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВОДЫ. Отмечено, что достаточно часто проводится более глубокая очистка воды, чем это требуется для конкретных целей, что приводит к нецелесообразному увеличению затрат для потребителей. Основой оптимизации данного пункта является фокусировка мониторинга качества воды на тех загрязнителях, которые представляют риск для здоровья.
  3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНТАКТЕ С ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ. Главной проблемой в данном случае является отсутствие согласованности между методами контроля, которые используются в странах – членах ЕС. Основной целью оптимизации данного пункта является гармонизация методов контроля качества материалов, находящихся в контакте с питьевой водой между странами членами ЕС. Это, в свою очередь, позволит установить одинаковые для производителей из разных стран требования к таким материалам.
  4. НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ О  КАЧЕСТВЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ. В большинстве стран ЕС у потребителей нет простого и надежного доступа к актуальной информации о качестве питьевой воды. В связи с этим, люди, сомневающиеся в качестве водопроводной воды, все чаще отдают предпочтение бутилированной, что приводит к дополнительным экологическим проблемам. Основной целью работ по данному пункту является облегчение доступа к достоверной информации о качестве воды для населения в целом.
  5. ДОСТУП К ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ. В существующую редакцию Директивы по Питьевой Воде 98/83/ЕС не включены какиелибо положения о доступе к питьевой воде и обязательства снабжать питьевой водой каждого гражданина. Основной целью оптимизации данного пункта является улучшение доступа к питьевой воде для всего населения. В связи с перечисленными выше пятью вопросами были приняты следующие изменения к Директиве по Питьевой воде 98/83/ЕС:
  • В Директиву по Питьевой воде 98/83/ЕС было добавлено либо пересмотрено в общей сложности 18 параметров мониторинга качества воды (таблица 1).
  • Принято решение об обязательном контроле только тех параметров качества воды, которые соответствуют выявленным опасностям для здоровья человека. Так, например, решено, что содержание микропластиков должно регулироваться в водоемах, где это считается актуальным, а не в питьевой воде, подающейся потребителю.
  • Для урегулирования вопроса гармонизации методов определения качества материалов, контактирующих с водой, между странами членами ЕС разрабатываются технические общеевропейские стандарты, которые позволят упростить многочисленные национальные процедуры контроля качества и сократить время на их прохождение.
  • Повысить количество и доступность в интернете необходимой для потребителей информации о качестве питьевой воды и рисках для здоровья, связанных с ее употреблением.
  • В Директиву по Питьевой воде 98/83/ЕС добавлена новая статья, которая обязывает государства-члены ЕС улучшить доступ к питьевой воде для населения ЕС, включая уязвимые и маргинальные группы.

На данный момент проект новой Директивы находится на стадии триалога между Советом ЕС, Еврокомиссией и Европарламентом и ее принятие ожидается в кратчайшие сроки.

ОЧИСТКА ГОРОДСКИХ СТОЧНЫХ ВОД

Директива по Очистке Городских Сточных Вод 91/271/ЕЕС была принята в 1991 г. для защиты окружающей среды от неблагоприятных последствий сброса сточных вод городских районов и определенных промышленных предприятий. Поскольку настоящая Директива не учитывает многие современные проблемы качества воды – химикаты для защиты растений, фармацевтические препараты, средства личной гигиены, микропластики, патогенные микроорганизмы и многое другое, было принято решение об ее пересмотре по следующим вопросам:

  1. Директиве по Очистке Городских Сточных Вод 91/271/ЕЕС 28 лет, т.е. она не может учитывать и реагировать на возникшие за этот промежуток времени новые вызовы;
  2. В связи с устареванием директивы, в ней фокусируется внимание на удалении и рекуперации из сточных вод только взвешенных веществ и соединений, содержащих углерод, азот и фосфор;
  3. Во многих странах участницах ЕС до сих пор не достигнуто выполнение пунктов, касающихся повторного использования сточных вод, а именно не менее 95% всех сточных вод должны подвергаться забору и очистке, 89% сточных вод должны подвергаться вторичной очистке и 85% всех сточных вод третичной очистке.

Обновленная директива должна стимулировать развитие устойчивого водооборота по принципам циркулярной экономики, а также включать пути решения проблем связанных с загрязнением сточных вод органическими микрозагрязнителями.

Из рис. 1 (а, б, в). видно, что большинству стран ЕС предстоит еще долгий путь до полного воплощения Директивы по Очистке Городских Сточных Вод 91/271/ЕЕС. Так, например, Европейским Судом в 2017-2019 гг. наложены штрафы на Испанию, Грецию, Италию, Ирландию, Бельгию, Португалию и Люксембург, а судебные процессы инициированы против Великобритании, Швеции и Кипра.

ПРОЕКТ ДИРЕКТИВЫ ПО ПОВТОРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТОЧНЫХ ВОД ДЛЯ ОРОШЕНИЯ

В таблицах 2 и 3 представлена статистика по повторному использованию воды различными странами. Несмотря на наблюдающийся существенный прогресс в последние годы только 4% воды в мире используется повторно.

Из таблиц 2 и 3 видно, что дефицит воды является основным стимулом для ее повторного использования. Наиболее развитым является повторное использование воды для сельского хозяйства и промышленных нужд, в то время как прямое повторное использование сточных вод для питья и гигиенических нужд все еще не является социально приемлемым. Также стоит отметить, что в большинстве стран все еще отсутствует необходимая законодательная база. Так, в ЕС есть только два закона, которые поощряют повторное использование воды, а именно: Рамочная Директива по Воде и Директива по Очистке Городских Сточных Вод. Отсутствие последовательной и всеобъемлющей законодательной базы в ЕС является одним из основных препятствий для интенсификации повторного использования сточных вод. Еще больше запутывает ситуацию то, что некоторые страны-члены ЕС (Кипр, Греция, Франция, Италия, Испания и Португалия) разработали свои собственные стандарты, которые существенно отличаются друг от друга.

В то же время, ЕС оказывает финансовую поддержку инициативам по повторному использованию воды:

  • Исследования и Инновации поддерживаются Европейским Инновационным партнерством (EIP), Европейским планом регионального развития (ERDF), программами Horizon 2020, Life.
  • Инвестиции в инфраструктуру поддерживаются Европейским фондом регионального развития (ERDF), Фондом сплочения (CF), Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских районов (EARDF) и Европейским фондом стратегических инвестиций (EFSI).

В феврале 2018 года было опубликовано Предложение о Положении о Минимальных Требованиях к Повторному Использованию Воды, которое было успешно утверждено Европаламентов в феврале 2019 года и на сегодняшний день находится на стадии триалогов.

Ключевой целью нового законопроекта является установление минимальных параметров очищенных муниципальных стоков для их повторного использования в сельском хозяйстве. 

Коментарі

Дивись також
 
Популярні