ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ УКРАИНЫ КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

26 грудня 2019 р.
 

Т.Е. Митченко

В начале августа 2019г. Государственное агентство водных ресурсов Украины разместило у себя на сайте информацию о «ТОП-100» крупнейших предприятий-загрязнителей за 2018г. Этот перечень, согласно Госагенству, был сформирован на основании данных государственного учета водопользования по результатам отчетности об использовании воды в 2018 году, представленной субъектами хозяйствования.

В перечень загрязнителей вошли предприятия, которые сбрасывают в природные водные объекты сточные воды, качество которых не соответствует нормам, установленным в разрешениях на специальное водопользование предельно допустимых сбросов. Так, объём сточных вод, сброшенных 100 предприятиями, в 2018 г. составили 918 млн м3, а в 2017-809 млн м3. При том фактически 80% от общего количества сбрасываемых в природные водоемы сточных вод приходится на долю первых десяти компаний из списка главных загрязнителей. Более того, последние три года в десятку главных загрязнителей водных ресурсов Украины входят практически одни и те же предприятия, что уже похоже на устоявшуюся закономерность. Ниже представлен перечень первых десяти компаний-загрязнителей в 2016-2018 гг.

Почти две трети предприятий, вошедших в анти-рейтинг «ТОП-100», расположены на территории 5 областей: Днепропетровская – 24; Донецкая – 19; Львовская – 7, Харьковская – 7, Луганская – 6. При этом 18 предприятийзагрязнителей являются промышленными (из них 6 – это предприятия черной металлургии), а 74 предприятия относятся к коммунальной отрасли, причем возглавляет антирейтинг последние два года ЧАО «АК «Киевводоканал».

Эта информация взволновала многих, в том числе лидера антирейтинга. В сообщении, опубликованном на сайте ЧАО «АК «Киевводоканал», руководство предприятия заявляет, что информация, обнародованная Государственным агентством водных ресурсов Украины, безосновательно дискредитирует предприятие и наносит ущерб его репутации. В качестве доказательства приводятся данные о содержании вредных веществ в пробах воды, отобранных в зоне рассеивающего выпуска Бортнической станции аэрации, в сравнении с фоновыми концентрациями этих загрязнителей в воде р. Днепр и значениями «утвержденных допустимых концентраций» (см. таблица 2).

Примечание: Анализ отобранных проб в зоне рассеивающего выпуска в р. Днепр выполнен химико-бактериологической лабораторией Бортнической станции аэрации, которая имеет сертификат признания измерительных возможностей от 30.11.18 года № ПТ – 446/18 выдан ГП «УКРМЕТРТЕСТСТАНДАРТ».

Сравнение значений концентрации загрязняющих веществ в отобранных пробах в зоне рассеивающего выпуска (столбцы 5-8 таблицы 2) с фоновым уровнем загрязнений р. Днепр (столбец 3 таблицы 2), показывает более высокий уровень содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых водах по целому ряду показателей, представленным в таблице 2, особенно заметный в пробах за май 2019 г. Однако, превышений значений «утвержденной допустимой концентрации» (столбец 4 таблицы 2) в период регистрации не наблюдалось.

В то же время согласно информации, опубликованной на сайте Ассоциации «Укрводоканалэкология», на сегодняшний день советский СанПиН 4630-88 отменен, а новые «Гигиенические нормативы качества воды водных объектов для удовлетворения питьевых, хозяйственно бытовых и других потребностей населения» и ДСанПиН охраны поверхностных водоемов не утверждены Министерством здравоохранения.

Из вышесказанного следует, что значения «утвержденной допустимой концентрации», которые ЧАО «АК «Киевводоканал» приводит в столбце 4 таблицы 2 для сравнения с составом проб, отобранных в зоне рассеивающего выпуска в р. Днепр, не актуальны и не могут служить критерием сравнения для доказательства удовлетворительной или неудовлетворительной работы очистных сооружений как данного, так и других аналогичных предприятий.

Анализ изложенного приводит к печальному выводу о том, что сегодня в Украине не только неудовлетворительно работают очистные сооружения коммунальных предприятий, но и отсутствует возможность корректной оценки степени загрязнений сточных вод, поступающих в открытые водоемы, в том числе в р. Днепр, из водного бассейна которой осуществляется 77% водозабора коммунальными предприятиями страны.

Суммируя вышесказанное Всеукраинское водное общество WaterNet призывает все задействованные в решении данного вопроса организации сесть за стол переговоров и в ближайшее время выработать общую Водную стратегию с целью сохранения водных ресурсов Украины, в том числе утвердить актуальные требования к сбрасываемым в природные водоемы сточным водам и ужесточить меры за нарушение данных требований.

Лучом света в этой истории можно было бы считать все чаще встречаемые сообщения о финансировании модернизации очистных сооружений водоканалов в разных областях Украины. Так известно, о планах модернизации очистных сооружений КП «ГОРВОДОКАНАЛ» в г. Суммы за счет финансовой помощи Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO). КП «Луцкводоканал» вышел на завершающую стадию привлечения инвестиций Европейского банка на модернизацию своих объектов, из которых больше всего средств будет направлено на очистные сооружения в Липлянах. ЧАО «АК «Киевводоканал» находится на стадии проведения международного тендера по выбору генеральной подрядной организации для выполнения строительных работ по реконструкции Бортнической станции аэрации, финансируемой за счет кредита Японии на 970 миллионов долларов. Однако, даже деньги окажутся бессильны без системного подхода к решению вышеуказанных проблем.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что в 2014-м году украинское правительство, подписав Ассоциацию с ЕС, взяло на себя обязательство по имплементации Водной рамочной директивы, что предполагает изменение системы управления водными ресурсами страны. По мнению экспертов международной организации Water Initiative, которые консультировали профильное министерство, необходимо переходить от узкого «отраслевого» менеджмента к интегрированной системе управления водными ресурсами. Новая модель должна быть спроектирована с учетом интересов всех потребителей водных ресурсов: водоканалов, которые питают города, сельхозпроизводителей, гидроэнергетиков, промышленности, экосистем. Разработка новой системы управления – это процесс, при всей его актуальности, крайне длительный и связанный с большой общественной дискуссией о том, какую воду хотят пить украинцы и готовы ли они платить за нее деньгами или здоровьем. Сейчас, судя по показателям уровня загрязнения воды и остроты общественного запроса на снижение тарифов, украинцы платят и тем, и другим.

Одной из перспективных попыток приблизиться к решению проблемы является инициирование общественной организацией «City Up» коммуникационного проекта «ЧАС ВОДИ», который мог бы объединить ведущих экспертов отрасли для того, чтобы переосмыслить текущую ситуацию с управлением водными ресурсами, и найти решения для выхода страны из водного кризиса.

Журнал «Вода и водные технологии» будет следить за ходом проекта и подробнее расскажет о результатах уже в следующих номерах.

Статья написана по данным: www.davr.gov.ua, www.ukrvodokanal.in.ua, www.vodokanal.kiev.ua.

Коментарі

Дивись також
 
Популярні