СТОКГОЛЬМСКИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОДНЫЙ ПРИЗ 2018

23 января 2019 г.
 

Бережная Юлия

25–31 августа в г. Стокгольм состоялась Всемирная водная неделя (World Water Week), которая была посвящена теме «Вода, экосистемы и развитие человека». В рамках столь значимого в мире водного мероприятия проходит вручение Стокгольмского водного приза («Stockholm Water Prize») и Стокгольмского юношеского водного приза («Stockholm Junior Water Prize») – это своего рода «нобелевские» премии за достижения и открытия в водной сфере для ученых и молодых исследователей.

WaterNet является официальным организатором конкурса «Всеукраинский юношеский водный приз» (ВЮВП) – национального этапа международного конкурса «Stockholm Junior Water Prize», который ежегодно позволяет нам познакомиться с прекрасными открытиями молодых исследователей Украины и выбрать лучшую работу для международного финала в Стокгольме.

В этом году на международном финале «Stockholm Junior Water Prize», с работой «Преобразователь трехмерных механических колебаний в электроэнергию», Украину представляла Тищенко Валерия – ученица 11-А класса Херсонского физико-технического лицея, Херсонского городского совета, при ХНТУ и ДНУ.

Мы с гордостью наблюдали за работой нашей финалистки на международном финале – Лера, опытный боец международных конкурсов, уверенно презентовала свой проект и со знанием дела отвечала на все вопросы жюри и участников Водной недели. В очередной раз мы убедились, что наша молодежь имеет огромный потенциал и яркие перспективы. Сложно переоценить методическую и моральную поддержку научного руководителя нашей финалистки – Растегина Михаила Юрьевича. Мы уверены, что пока есть такие Учителя, у нас будут новые юные исследователи, ведь их потенциал еще необходимо раскрыть и довести до конкретного результата.

WORLD WATER WEEK 2018

  • Более 3600 участников из 133 стран мира
  • 300 научных сессий и воркшопов
  • Победители «Stockholm Water Prize 2018» – Брюс Риттманн (США) и Марк ван Лоосдрехт (Нидерланды) за микробиологические исследования и инновации в сфере очистки воды и сточных вод
  • Победители «Stockholm Junior Water Prize 2018» – Калебу Лиу Цзя Ле и Джонни Сяо Хун Ю (Сингапур) за разработку нового метода получения восстановленного оксида графена (rGO) для очистки воды

Своими впечатлениями о конкурсе и секретами успеха поделились с нашими читателями Тищенко Валерия и ее научный руководитель Растегин Михаил Юрьевич.

Тищенко Валерия, победительница ВЮВП 2018.

WN: Лера, расскажи, как возникла идея проекта, сколько понадобилось времени для практической реализации?

Т.В.: Благодаря углубленному изучению физики в Херсонском физико-техническом лицее, при подготовке к олимпиадам, я узнала о явлении электромагнитной индукции, которое стало фундаментом для идеи проекта, раньше того, как мы ознакомились с ним по программе. А мое частое времяпровождение с семьей на даче, на берегу Днепра, вдохновило меня попытаться использовать то колоссальное количество энергии, которое содержится в колебаниях волн Мирового океана.

Но, чтобы воплотить идею в жизнь и создать полноценный проект, понадобилось много времени. Впервые я представила его на конкурсе достаточно быстро – спустя несколько месяцев, но на достойный уровень он вышел, на мой взгляд, только спустя год.

WN: Какие были твои ожидания и впечатления от национального финала ВЮВП в Киеве?

Т.В.: На финале ВЮВП в Киеве я оказалась в компании людей, с которыми меня объединяет идеология. Действительно прекрасно осознавать, что ты не один в своих стремлениях помочь планете и цивилизации, что окружают тебя твои сверстники, полные сил и энтузиазма. Также мне нравится то, что ВЮВП предоставляет возможность не только проявить себя, но и узнать много нового. Экскурсии, квесты, семинары – отличный шанс получить новый опыт, да и просто развлечься. Ведь наука – это совсем не скучно!

WN: У тебя уже был опыт участия в международных конкурсах, чем запомнился финал «Stockholm Junior Water Prize» в Стокгольме?

Т.В.: До финала «Stockholm Junior Water Prize» в Стокгольме я побывала на двух международных конкурсах в США: Intel ISEF 2017 в Лос-Анджелесе и Genius Olympiad 2018 в Осуиго (штат Нью-Йорк). Для того чтобы попасть на Intel ISEF я прошла не один этап отбора на Всеукраинском уровне, и я могу с уверенностью сказать, что конкуренция на нем была выше, чем на Genius’е. Так как отбор на SJWP проходил по аналогии с отбором на Intel ISEF, я была уверена, что от конкурса в Стокгольме стоит ожидать высокого уровня сложности. И конечно престижа, ведь факт того, что SJWP патронирует Кронпринцесса Швеции Виктория, звучит многообещающе!

 Конкуренция на финале, как и ожидалось, была высокой. Но конкурс отличался от других, на которых я была, уютной и дружественной атмосферой, сравнительно небольшое количество участников позволило организаторам уделить много внимания каждому. Больше всего запомнились церемония награждения и Королевский банкет – мероприятия действительно роскошные! Честно говоря, я ощущала себя в сказке.

Отдельно я благодарна конкурсу «Stockholm Junior Water Prize» за прекрасную языковую практику и много знакомств – мы с ребятами, которые представляли другие страны, общаемся и сейчас.

WN: Какие планы на будущее – будет ли продолжение работы над проектом?

Т.В.: Уже более двух лет я работаю над усовершенствованием своего проекта и вовсе не хочу останавливаться. В данный момент я решила сделать паузу, чтобы уделить максимум внимания начавшейся учебе в университете (НТУУ «КПИ им. Игоря Сикорского», Физико-технический институт, специальность «Прикладная физика и наноматериалы» – прим. автора), но я планирую продолжить свою работу в ближайшее время.

WN: Что можешь посоветовать будущим участникам ВЮВП/«Stockholm Junior Water Prize»?

Т.В.: Пожалуй, моим главным советом всегда было и будет верить в свой проект! Как только вы покажете жюри и окружающим, как вы загорелись вашей идеей и с каким энтузиазмом готовы над ней работать, все обратят внимание на вас и ваш проект.

Растегин Михаил Юрьевич, учитель физики Херсонского физикотехнического лицея, Херсонского городского совета, при ХНТУ и ДНУ, кандидат педагогических наук

WN: Михаил Юрьевич, поделитесь впечатлениями о конкурсе ВЮВП и международном финале «Stockholm Junior Water Prize».

Р. М . Ю . : Должность учителя физики в одном из ведущих лицеев Украины требует постоянного совершенствования, поиска новых возможностей для самореализации. Что может содействовать этому, как не участие в разнообразных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах? Именно они развивают критическое мышление, позволяют учащемуся выходить на более высокий уровень понимания стоящих перед ним задач, находить новых друзей, осознавать роль науки и техники в медицине, экологии, быту.

Я уверен, что ученик, в процессе обучения, не должен просто сидеть за партой на уроке. Дополнительные задания, посещение кружков и факультативов, участие во всевозможных конкурсах делают учебу интереснее, а значит, и результативнее. Роль исследовательской работы, особенно в подростковом возрасте, трудно переоценить. Она способствует формированию логического мышления, умения четко последовательно и кратко излагать свои мысли, развивает коммуникативные навыки и пр.

В конкурсе «Всеукраинский юношеский водный приз» ученики нашего лицея участвуют с 2012 года. Этот конкурс нас привлекает не только возможностью выиграть главный приз, но также открытостью, интересной программой, возможностью пообщаться и обсудить инновационные направления в инженерии.

По моему мнению, положительными моментами конкурса ВЮВП являются:

  • универсальный состав жюри, представленный специалистами по разным отраслям знаний (физики, техники, химии, экологии, биологии), который позволяет всесторонне рассмотреть работы соискателей и выбрать действительно тот проект, который удовлетворяет требованиям современности, как в плане эффективности, так и по влиянию на окружающую среду;
  • исключение предвзятости, однобокой оценки со стороны жюри, благодаря распределению на независимые группы (две-три группы жюри). К сожалению, количество таких групп не такое большое, как на некоторых других подобных конкурсах, но достаточное для формирования объективного мнения;
  • постерная защита, позволяющая увидеть работу в целом, легко переходить на разные части работы, как для жюри, так и для конкурсанта, а также открывает широкие возможности для дискуссии. Крайне положительно мы оценили защиту этого года на международном финале «Stockholm Junior Water Prize» посредством I-Poster. Это позволило избежать проблем с размещением плакатов в самолете и осовременить процедуру защиты;
  • обширная культурная программа, которая позволяет ближе познакомиться с достижениями современной науки и техники, а также культурой и традициями принимающей стороны;
  • высокий уровень работ, представленных на конкурсе, который способствует выявлению недостатков собственного исследования, повышает мотивацию исследовательской деятельности;
  • доброжелательность со стороны жюри, которая формирует веру ученика в собственные силы, потому что на ранних этапах любой деятельности поддержка со стороны очень важна.

Если сравнивать финал ВЮВП в Киеве и SJWP в Стокгольме, следует отметить их максимальную схожесть в плане процедуры проведения. Это касается, как особенностей защиты (открытая постерная), так и культурной программы. Отличаются, конечно же, уровни представленных работ.

В чем особенность любого Международного конкурса? На него попадают лишь те, кто стал лучшим в своей стране. Только на Международном конкурсе можно понять, насколько важна твоя разработка и может ли она конкурировать с зарубежными аналогами. Когда школьная команда Сингапура, например, привозит проект очистки воды при помощи графена, мы начинаем действительно понимать уровень развития науки в странах Азии.

ВСЕУКРАИНСКИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОДНЫЙ ПРИЗ

Конкурс «Всеукраинский юношеский водный приз» (национальный этап международного конкурса «Stockholm Junior Water Prize») в Украине проводится с 2003 года. За это время в нем приняли участие более 2000 школьников из всех регионов страны.

ВЮВП призван объединить интеллектуальные и творческие способности молодежи для решения проблем рационального использования водных ресурсов, обеспечения общества качественной питьевой водой, минимизации водопотребления во всех отраслях народного хозяйства.

Национальный финал ВЮВП проводится ежегодно весной в НТУУ «КПИ им. Игоря Сикорского». Официальная церемония награждения победителя и финалистов конкурса происходит в Посольстве Королевства Швеции в Украине. Международный финал конкурса проводится в рамках Всемирной Водной недели (World Water Week), в Стокгольме, под патронатом Кронпринцессы Швеции Виктории.

Участие в конкурсе могут принимать учащиеся средних школ, лицеев, колледжей – молодежь от 15 до 20 лет. К участию допускаются проекты, которые уже принимали или принимают участие в других конкурсах.

Подробнее про условия участия в ВЮВП 2019: http://waternet.ua/contest/

WN: Какой основной принцип работы с учениками при подготовке конкурсного исследовательского проекта?

Р.М.Ю.: Идеи проектов, как правило, возникают абсолютно случайно. Очень часто ученики сами приходят с конкретными предложениями, обусловленными их увлечениями, а также деятельностью их родителей. Некоторые из таких направлений впоследствии реализуются в научноисследовательские проекты. Часть идей возникает благодаря решению олимпиадных и турнирных задач, они часто требуют всестороннего обдумывания и охватывают намного больший круг проблем, чем кажется поначалу. На выбор тематики могут также влиять пристрастия и хобби самого учителя.

Необходимо осознавать, что без тщательной, глубочайшей проработки не может быть значимого проекта. И здесь я бы отметил два необходимых условия достижения успеха.

Во-первых, это серьезная систематическая кропотливая работа над проектом. Любая попытка облегчить себе жизнь, что-то недосчитать, понадеяться на «авось» неизбежно ведет к проигрышу.

Во-вторых, это желание бороться. Первая неудача, критика не должны способствовать отказу от исследований, а только лишь стимулировать ученика к дальнейшей работе и совершенствованию.

WN: Что можете посоветовать руководителям/учителям юных исследователей?

Р.М.Ю.: Самое главное в хорошем проекте – желание ребенка что-то делать. В связи с этим, одной из главных задач учителя вижу в поддержке стремлений ученика выполнять исследование. Тут неважно, какую оценку на уроке он имеет по физике, химии, математике. Всегда можно подобрать для ребенка конкурс, где ему будет интересно и познавательно, где он сможет пообщаться с людьми, разделяющими его увлечения.

Первые неудачи на конкурсах – это всего лишь сигнал к тому, что необходимо еще потрудиться, усовершенствовать проект и в следующий раз, достойно себя представить.

 

Хотим напомнить, что уже начался прием работ на конкурс «Всеукраинский юношеский водный приз 2019» (ВЮВП) - национальный этап Международного конкурса «Stockholm Junior Water Prize»!

КАЛЕНДАРЬ ВЮВП 2019

Прием конкурсных работ 03.12 2018–22.02.2019

Оглашение участников национального финала до 22.03.2019

Национальный финал ВЮВП (г. Киев) 16–19.04.2019

Международный финал «Stockholm Junior Water Prize» (г. Стокгольм) 24–30.08.2018

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Оксана Денис, координатор конкурса ВЮВП

тел.: (032)2602189, (067)6734644

Юлия Бережная, исполнительный директор ВУВО «WaterNet»

тел.: 0675387046

e-mail: sjwp.ua@gmail.com

Почтовый адрес: ОО «ВУВО WaterNet» ул. Саксаганского, 123, оф.4, г. Киев, Украина, 01032

 

Коментарии

Смотрите также
 
Популярное