ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ В ВОДОПОДГОТОВКЕ

21 ноября 2017 г.
 

Ростислав Мудрик

 

Интернет вещей – это новый термин, пришедший к нам из сферы информационных технологий (ИТ). Он подразумевает внедрение в технику для повседневного использования микрокомпьютеров, подключенных к сети интернет. Еще этим термином называют такие же микрокомпьютеры, внедренные в инженерные системы здания, «умный дом» или промышленное оборудование.

 

Цель этой статьи – рассказать о возможностях интернета вещей и рассмотреть примеры его использование в различных сферах жизни и, в частности, в водоподготовке.

Впервые термин «Интернет вещей» появился в 1999 году после прохождения нескольких этапов развития ИТ.

Первая волна ознаменовалась появлением компьютеров (1960 – 1970 гг.), что позволило автоматизировать производственные, логистические и бизнес процессы внутри компаний.

Вторая волна - появление доступного интернета (1980 – 1990 гг.), которое изменило способ взаимодействия компаний между собой. Поставщики, производители, покупатели по всему миру оказались объединенными в единую сеть. Первые две волны ИТ привели к огромному росту производительности и, как результат, к скачку в развитии экономики.

Третья волна ИТ, которую иногда называют интернетом вещей, стала возможной благодаря существенному увеличению вычислительной мощности, миниатюризации процессоров и повсеместному беспроводному интернету.

В отличии от первых двух этапов, интернет вещей ведет к прогрессу в создании продуктов. Он расширяет функции привычных товаров, позволяет лучше понять задачи покупателей, дает импульс для создания новых более ценных продуктов.

Из чего состоит продукт с применением интернета вещей?

С технической точки зрения такой продукт состоит из трех компонентов:

  • физической компоненты – механические и электрические детали;
  • умной компоненты -  датчики, микропроцессоры, программное обеспечение;
  • компоненты связи – модем и протоколы для передачи данных.

Если для примера выбрать автомобиль, то физическая компонента – это кузов, двигатель, колеса; умная компонента – система управления двигателем, датчики уровня топлива и масла; компонента связи – передача данных о работе бортовых систем автомобилей на завод изготовитель для удаленной диагностики.

Но это лишь верхушка айсберга. Невидимая часть значительно больше и сложнее. Это инфраструктура ИТ для передачи, приема, обработки и хранения данных.

Как интернет вещей может улучшить функциональность существующей техники?

Внедряя «умные» датчики и собирая данные, производители узнают, как покупатели используют их продукт. На основании этой информации создаются дополнительные функции. Например, компания Babolat, производитель теннисных ракеток, встроила умные подключенные к сети датчики в ручку ракетки. Это позволяет регистрировать скорость полета и вращения мяча, а также влияние его расположения на результат игры. Таким образом, Babolat предлагает не только ракетку для игры, но и услугу для совершенствования мастерства спортсменов путем анализа показателей игры, ставших доступными благодаря использованию приложения в телефоне. Пример с ракеткой демонстрирует базовую возможность «подключенных продуктов» осуществлять мониторинг.

Кроме того интернет вещей дает возможность контролировать и управлять функциями устройства на расстоянии. Например, лампы Philips можно включать и выключать на расстоянии, программировать через смартфон необходимую интенсивность освещения вечером и ночью.

 Собирая данные от множества устройств, производители могут анализировать их работу не только по отдельности, но и как единой системы. Анализ большого количества данных открывает возможность для поиска закономерностей межфакторного взаимодействия и оптимизации работы системы в целом.

Оптимизация может коснуться самого продукта, например, уменьшение мощности или функциональности, если большинство покупателей не используют их на 100 %. Также может быть оптимизирован способ использования продукта для экономии электроэнергии или затрат на сервисное обслуживание. Так, например, производители банкоматов в режиме реального времени отслеживают их работу и поломки. В результате, определяются зависимости, по которым поломка прогнозируется до момента ее наступления. Это позволяет оптимизировать работу сервисного центра и придать ей превентивный плановый характер.

Наиболее совершенным является автономный режим работы устройств с интернетом вещей. Такие устройства адаптируется к окружающей среде, поведению и пожеланиям пользователя, выполняют самодиагностику. Пример такой системы – умные пылесосы-роботы. С помощью сканеров и программного обеспечения они определяют размеры помещений и тип половых покрытий для уборки. В автономных системах отдельные устройства могут также взаимодействовать между собой для улучшения работы всей системы.

Как видно из примеров, интернет вещей уже внедрен во многих сферах. Водоподготовка не исключение. Компания Ecowater в 2016 году выпустила на рынок «умный, подключенный к сети» умягчитель серии eVolution. Домашние фильтры посредством WiFi подключаются к серверу Ecowater, пользователь получает доступ к своему виртуальному кабинету. Статистика ежедневного потребления воды позволяет контролировать ее расход. Система отправляет сервисные сообщения: напоминает о своевременной загрузке соли для регенерации, в случае большего чем обычно расхода воды предупреждает о возможной протечке. А когда вы возвращаетесь из отпуска домой и ожидаете повышения расхода воды – то можете заблаговременно, на расстоянии начать регенерацию для восстановления 100 % ресурса фильтра. Умягчитель с встроенным интернетом вещей обретает новые функции: позволяет экономить воду, сообщает о возможных авариях в вашем доме.

Мы рассмотрели интернет вещей на примерах международных компаний, но такая инфраструктура создается и в Украине. В 2013 году компания Ecosoft начала серийно выпускать автоматы для очистки и продажи воды с встроенным миникомпьютером, подключенным посредством GSM связи к сети. Автоматы передают на сервер информацию о продаже воды и состоянии датчиков. Владелец видит продажи воды и поступления денег по всей сети автоматов и отдельно по каждому устройству. Размещенная на сервере аналитическая система формирует отчеты о продажах, показывает тенденции, определяет правильность места установки автомата на основе анализа информации о сроке возврата инвестиций. Благодаря интернету вещей у аппарата для налива воды появилась функция бизнес анализа: инструмента для контроля бизнеса, принятия решений о расширении сети или маркетинговых мероприятиях на определенном автомате для увеличения продаж.

Для работы сервисной службы создан виртуальный кабинет диспетчера, где реализована функция мониторинга работы датчиков. Система заблаговременно сообщает о необходимости инкассации автоматов. В случае аварии диспетчер получает мгновенное сообщение об этом факте и типе аварии. Это уменьшает время простоя автомата и увеличивает долю устраненных с первого раза поломок. Умные, подключенные датчики в автомате создали функцию диспетчера, совершенно не характерную для устройства по наливу воды.

Мы рассмотрели возможности и несколько примеров интернета вещей в действии. Каждый раз мы видели, как эта технология либо улучшает работу устройства (умягчители eVolution), либо создает новые нехарактерные для устройствуа функции (ракетки Babolat, автоматы по очистке и наливу воды Ecosoft). Продукты с такими свойствами обретают большую ценность для покупателей, а компании их выпускающие получают весомое преимущество на рынке. Интернет вещей ведет к существенной трансформации не только устройств, но и психологии пользователей. Совсем скоро устройства станут иными, не такими как сейчас, и нам с вами уже сегодня необходимо готовиться к этому.

 

Теги:
Все новости

 

Коментарии

Смотрите также
 
Популярное